Home Работы Памятники Памятник «Героям-морякам балтийцам».

Памятник «Героям-морякам балтийцам».

ГЕРОЯМ-МОРЯКАМ БАЛТИЙСКОГО МОРСКОГО ПАРОХОДСТВА И ЛЕНИНГРАДСКОГО ПОРТА

Межевой канал, 3

Памятник «Героям-морякам Балтийского морского пароходства и Ленинградского порта»

Памятник «Героям-морякам Балтийского морского пароходства и Ленинградского порта» открыт 22 июня 1989 г. в сквере перед входом на территорию Ленинградского порта.

Авторы - ск. Я, Я. Нейман, архитекторы В. Д. Кирхоглани, В. М. Липовский. Двухфи-гурная композиция представляет моряков, один из которых, поддерживая раненого товарища, поднимает знамя. Основание выполнено в виде блоков, напоминающих палубу и рубку корабля. Памятник отлит из бронзы на заводе «Монументскульптура». Сзади на плин-те подписи и надписи: //ск. Нейман Я. Я. арх. Кирхоглани В. Д. арх. Липовский В. М. г. Ленинград з-д «Монументскульптура» 1989 г.//. С лицевой стороны - надписи из накладных бронзовых букв: //ГЕРОЯМ-МОРЯКАМ БАЛТИЙСКОГО МОРСКОГО ПАРОХОДСТВА И ЛЕНИНГРАДСКОГО ПОРТА 1941-1945. ЭКИПАЖАМ ПОГИБШИХ СУДОВ ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА • ЛУНАЧАРСКИЙ • ЛУГА • ЯРВАМАА • МАР-ДУС • ХИЛЬДА • СКРУНДА ¦ ЛЕЕНА • ХОЛЛАНД • ВЫБОРГ • БАЛХАШ • ТРУВОР • СИБИРЬ • ТОБОЛ • ОКТЯБРЬ • ЭРГОНАУТИС • АКСЕЛЬ КАРЛ • ТАСУЯ • КУМАРИ • НАЙССАР • МЕЕРО • ЛЮЦЕРНА • АЛЕВ//. С тыльной стороны: //1941 • 1945 АНДРЕЙ ЖДАНОВ • ИОСИФ СТАЛИН • АТИС КРОНВАЛЬДИС • БАРТАВА • КРИШЬЯНИС ВАЛЬДЕМАРС ¦ ЭЛЛА • АУСМА • ИМАНТА • ВИРОНИЯ • АСТРА • АЭГНА • КРИМУЛДА • КОЛПАКС • АТТА • АМГА • КЕРИ • ВАЙНДЛО • ВИИРЕ • ГУСТАВ- ВИЕНИБА • ЭВЕРИ-ГА • СКАУТЕ • СИГУЛДА • РАСМА • ЭВЕРИТА • ЭСТИРАН • ГАЙСМА • ПОЛЕРНО • ЛИНА • МАРС • МАРИАМ ПОЛЬ • КРЕТИНГА • УТЕНА • ШАУЛЯЙ • ГАММА • И. ПАПАНИН • АЛЕН ЭКИПАЖАМ ИНТЕРНИРОВАННЫХ СУДОВ//. Композиция возвышается на насыпном холме с гранитными ступенями. Перед памятником установлены два якоря. Монумент посвящен морякам-балтийцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Высота фигур моряков - 3,50

Общая высота композиции - 6,50

/Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007: Иллюстрированная энциклопедия. О.А.Кривдина, Б.Б.Тычинин. — СПб./

 

Памятник героям-морякам Балтийского морского пароходства и труженикам Ленинградского морского торгового порта, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Открыт 29 июня 1989 г. Установлен у ворот Петербургского порта. Скульптор Ян Янович Нейман, архитекторы Валериан Дмитриевич Кирхоглани (1913-1994) и Валерий Михайлович Липовский. Бронза (фигуры и постамент). Высота фигур 350 см, об щая высота 650 см. На лицевой стороне надписи: «Героям-морякам Балтийского морского пароходства и ленинградского порта. 1941-1945», «Экипажам погибших судов: „Вторая пятилетка", „Луначарский", „Луга", „Ярвамаа", „Мардус", „Хильда", „Скрунда", „Лета", „Холланд", „Выборг", „Балхаш", „Трувор", „Сибирь", „Тобол", „Октябрь", „Эрго-наутис", „Акселькарл", „Тасуя", „Кумари", „Найссар", „Мееро", „Аюперно", „Алев"». На тыльной стороне надписи: «„Колпаке", „Атта", „Амга", „Кери", „Вайндло", „Виире", „Густав", „Виениба", „Эверита", „Скауте", „Сигулда", „Расма", „Эстиран", „Гайсма", „Полерно", „Лина", „Марс", „Мариамполь", „Кретинга", „Утена", „Шяуляй", „Гамма", „И.Папанин", „Ален", „Атис Кронвальдис", „Бартава", „Кришьянис", „Вольдемаре", „Элла", „Аусма", „Иманта", „Вирония", „Астра", „Аэгна", „Кримулда"»; «Экипажам интернированных судов 1941-1945: „Андрей Жданов", „Иосиф Сталин"».
Очередной памятник из длинного ряда сооружений, посвященных Балтийскому флоту (об архетипической для Петербурга «корабельной» символике см.: Трушина Л.Е. Архетипы Петербурга // Художник Петербурга. 2001. Февр./ март. № 6. С. 7). Достаточно сказать, что к 1 октября 1984 г. в Ленинграде было установлено 9 памятников кораблям и частям краснознаменного Балтийского флота, а также 5 мемориальных досок (см.: Порецкина Э.Н. Стойкости и мужеству героев: Памятники и мемориальные доски Ленинграда, посвященные победе в Великой Отечественной войне: Справочник. Л., 1985. С. 45-48, 100-102). Этим памятником, идея которого принадлежала председателю совета ветеранов Балтийского морского пароходства Л.Н.Загорулько [см. об этом: Лазарев А. Подвиг бессмертен! // Моряк Балтики (Ленинград). 1989. 8 июля. С. 2], отмечен так называемый героический прорыв Балтийского флота из Таллина в Кронштадт 28-29 августа 1941 г., когда большому числу наших кораблей и транспортов, организованных в четыре конвоя, удалось пройти одним 150-мильным фарватером, генеральное направление которого противнику было хорошо известно. В Финском заливе обстановка была крайне сложной, между островами Кери и Мохни немцы создали сильную минно-артиллерийскую позицию, поставили свыше 3 тыс. мин. Из более чем 100 боевых кораблей погибло лишь несколько, ни один из боевых кораблей не был потоплен авицацией, несмотря на интенсивные атаки пикирующих бомбардировщиков; в то же время из 67 транспортов и вспомогательных судов, участвовавших в прорыве и перевозивших войска таллинского гарнизона, погибло 34 (см.: Ачкасов В.И. Прорыв флота из Таллинна в Кронштадт // Краснознаменный Балтийский флот в Отечественной войне советского народа 1941-1945 гг.: В 4 кн. М., 1990. Кн. 1. С. 87-100). Прямо противоположную оценку событию дал в беллетризованной хронике (трилогии) «Таллиннский переход» ИЛ.Бунич, подсчитавший, что во время перехода погибло около 18 тыс. человек. В завершающей книге трилогии он писал: «<...> Эту операцию по праву можно считать самой кровавой катастрофой в истории русского и советского флотов» (Бунич И.Л. Балтийская трагедия. Катастрофа. Одиссея самурая. СПб., 1996. С. 317; см. также две первые книги: Бунич И.Л. Таллиннский переход. Операция «Нептун». Ростов н/Д, 1994; Он же. Балтийская трагедия. Агония. Л.Кеннеди. В погоне за «Бисмарком». СПб., 1996). Объект был открыт в канун дня морского флота СССР. «Памятник изображает палубу гибнущего судна. На ней два моряка. Один из них поддерживает рукой раненого товарища. В другой руке — полотнище корабельного флага, сбитого вражеским снарядом» [Лазарев А. Подвиг бессмертен! // Моряк Балтики (Ленинград). 1989. 8 июля. № 27. С. 2]. Комментарий к надписям. В списке судов приведены названия гражданских кораблей СССР, а также Эстонии, Латвии и Литвы, которые в 1940 г., после присоединения Прибалтики к СССг, вошли в состав советского гражданского морского флота, а в 1941 г. участвовали в прорыве, перевозя войска таллинского гарнизона, и были либо потоплены, либо интернированы. По сообщению скульптора Неймана, список судов составили ветераны Балтийского морского пароходства (была названа одна фамилия - Загорулько). Все эти суда подробно описаны в трилогии И.Л.БуНйча, по всей вероятности, использовавшего рассказы ветеранов. В цитированной статье В.И.Ачкасова некоторые названия кораблей, приведенные на памятнике, также присутствуют; в частности, указано, что суда были организованы в четыре конвоя, в первый конвой из перечисленных на памятнике входили транспорты «Вирония», «Колпаке», «Ярвамаа», «Алев», «Элла», «Кронвальдс» и ледокол «Вальдемарс»; во второй конвой — транспорты «Найсаар», «Папанин», «Эр-гонаутис», «Шяуляй», «Эверита», шхуна «Атта»; в третий конвой — транспорты «Луга», «Тобол», «Балхаш», «Асумаа», «Кумари», «2-я пятилетка», «Скрунда» (Ачкасов В.И. Указ. соч. С. 89). Кроме того, в статье упомянуто, что для заграждения гаваней Таллина в северном проходе Купеческой гавани затоплен транспорт «Гамма», а восточный вход в Минную гавань был загражден затопленным буксиром «Мардус»; ряд судов, в том числе катер-тральщик «Вайндло», поставили 112 мин (Там же. С. 91). Наконец, в описании прорыва указано, что «на мине подорвался и затонул транспорт „Элла"», «от попадания нескольких авиационных бомб затонул ледокол „Вальдемарс"», «„Вирония", „Сатурн" и „Алев" подорвались на минах и затонули», «подорвались на минах и погибли также транспорты „Луга", „Эверитис" и „Ярвамаа"» (Там же. С. 93-94). «Андрей Жданов» и «Иосиф Сталин» — гражданские теплоходы, переведенные в начале войны в состав ВМФ как военные транспорты; оба подорвались на минах, после чего были уведены в Финляндию, а после войны возвращены СССР. Композиционно памятник напоминает бронзовую скульптурную группу «Создателям флота в России» (1983, скульптор Э.М.Агаян, архитектор Н.Н.Баранов), установленную перед гостиницей «Прибалтийская». В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов имеется фотография памятника, сделанная в августе 1991 г. (№ Ар 174859). 

/БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда - Петербурга 1985-2003 гг. Текст: Михаил Золотоносов Фото: Юрий Калиновский. СПб. «Новый Мир Искусства»/